Силлепсис


Силлепсис
(от греч. syllepsis — захват), СИЛЛЕПС, — фигура слова, входящая в группу фигур убавления. С. — это объединение неоднородных членов в общем синтаксическом или семантическом подчинении. В общем случае — объединение элементов текста, по сути своей не объединяющихся.
С. может использоваться в возвышенном стиле, тогда он создает, как считают исследователи, впечатление «взволнованной небрежности». Например, слова, которыми начинается «Энеида» Вергилия: «Битвы и мужа пою, кто в Италию первым из Трои — Роком ведомый беглец — к берегам приплыл Италийским». Легко видеть, что объединение битв и мужа как раз обеспечивает такого рода эффект.
Гораздо чаще С. используется для выражения иронии, даже гротеска, либо просто комичного. У Л. Кэрролла (Ч.Л. Доджсон) в «Охоте на Снарка» эта фигура имеет такой вид: «И со свечкой искали они, и с умом, с упованьем и крепкой дубиной, понижением акций грозили притом и пленяли улыбкой невинной». Герой романа Р.Т. Стаута заявляет: «Я снова стал пробираться к своей цели сквозь толпы мужчин, женщин, детей, сквозь воздушные шары, дудки, пищалки, кукурузные хлопья и всеобщее помешательство» (Р. Стаут. Смерть Цезаря).
Следует отметить, что использование С. может создать впечатление объемности панорамы, когда отдельные кусочки (подобно, казалось бы, разрозненным мазкам на полотнах художников-импрессионистов) в конце концов складываются в целостную картину. Например, образ бескрайних просторов у Н.В. Гоголя: «И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином, бегущим из постоялого двора с овсом в руке, пешеход в протертых лаптях, плетущийся за восемьсот верст, городишки, выстроенные живьем, с деревянными лавчонками, мучными бочонками, лаптями, калачами и прочей мелюзгой, рябые шлагбаумы, чинимые мосты, поля неоглядные и по ту сторону, и по другую, помещичьи рыдваны, солдат верхом на лошади, везущий зеленый ящик с свинцовым горохом и подписью: такой-то артиллерийской батареи, зеленые, желтые и свежеразрытые черные полосы, мелькающие по степям, затянутая вдали песня, сосновые верхушки в тумане, пропадающий далече колокольный звон, вороны, как мухи, и горизонт без конца...» (Мертвые души).
М.И. Панов

Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука. . 1998.

Смотреть что такое "Силлепсис" в других словарях:

  • Силлепсис — (греч. «обобщение», «охватывание») термин античной стилистики, обозначающий соединение одного сказуемого с несколькими подлежащими. Ср.: «Лежали на окне Бова и Еруслан, Несчастный Никанор, чувствительный роман, Смерть Роллы, Арфаксад, Русалка,… …   Литературная энциклопедия

  • СИЛЛЕПСИС — (греч.). В грамматике: слитие двух слогов в один. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИЛЛЕПСИС греч., от syllambano, брать вместе. Слитие двух слогов в один. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших …   Словарь иностранных слов русского языка

  • силлепсис — См. sillessi …   Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • силлепсис — ы.   В синтаксической стилистике: объединение в синтаксическом построении двух или более однородных членов, так или иначе различающихся в грамматическом отношении.   Если известен его х а р а к т е р и те о б с т о я т е л ь с т в а, с к о т о р… …   Учебный словарь стилистических терминов

  • sillessi — (силлепсис | syllepse | Syllepsis | syllepsis | sillessi) Синтаксический прием, состоящий в сочетании (гр. syllêpsis) разнородных членов внутри одной и той же конструкции, называемой иногда, по выражению, заимствованному из греческого,… …   Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • figura — (фигура | figure | Figur, Schema, Wendung | figure | figura) Название, данное традиционной грамматикой каждому из видов (гр. skhêma, лат. figura) выражения мысли, классифицируемому в соответствии с точкой зрения, которая применяется при его… …   Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • Фигуры — (греч. shema образ, вид, форма; от лат. figura очертания, внешний вид, образ) в общем случае любые обороты речи, отступающие от естественной нормы. Ф., писал Квинтилиан, «некоторый оборот речи, от общего и обыкновенного образа изъяснения мыслей… …   Педагогическое речеведение